Уникальная и парадоксальная военная техника Система Orphus

Главная > Раздел "Военное дело" > Полная версия





ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА



Ю.Ф. КАТОРИН, Н.Л. ВОЛКОВСКИЙ,
В.В. ТАРНАВСКИЙ



УНИКАЛЬНАЯ
И ПАРАДОКСАЛЬНАЯ
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА





ПОЛИГОН

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2003


 {1} 

УДК 623.4

ББК 68.8

К29

Серия основана в 1998 году

Серийное оформление А.А. Кудрявцева

Подписано в печать 19.06.03. Формат 84×1081/32.

Усл. печ. л. 36,12. Тираж 5000 экз. Заказ № 1371.

Каторин Ю.Ф.

К29 Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. — 686, [2] с: ил. — (Военно-историческая библиотека).

ISBN 5-89173-238-6

В этой книге впервые собраны воедино сведения о самых невероятных порождениях военно-технической мысли — летающих танках, кривоствольном оружии, подводных самолетах, огромных орудиях и многом другом.

Читатель узнает об истории появления многих образцов такой необычной техники и причинах появления парадоксальных идей и проектов.

УДК 623.4 БЫС 68.8

© ООО «Издательство «Полигон», 2003

Научно-популярное издание

Каторин Юрий Федорович, Волковский Николай Лукьянович, Тарнавский Виталий Валерьевич

УНИКАЛЬНАЯ И ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Редактор Л.Г. Лебедева Художественный редактор ОН. Адаскииа

Компьютерный дизайн: Ю.А. Хаджи

Компьютерная верстка: НИ. Сидельникова

Компьютерная графика: А.В. Аракчеев

Технический редактор И.В. Буздалева

Корректор Н. Б. Абалакова

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004 — научная и производственная литература

Издание осуществлено при техническом участии ООО «Издательство ACT»

ЛР ИД № 03073 от 23.10.00.

ООО «Издательство «Полигон», 194044, С.-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 38/40.

Тел.: 320-74-24; тел./факс: 320-74-23. E-mail: polygon@rol.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии

ФГУП «Издательство «Самарский Дом печати»

443080, г. Самара, пр. К. Маркса, 201.

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов.


 {2} 

ВВЕДЕНИЕ

История военной техники весьма богата парадоксами, поскольку мечта об оружии настолько могучем, чтобы мгновенно сокрушить любого неприятеля, столетиями не давала покоя королям и султанам, воеводам и генералам. В своем стремлении заполучить такое оружие они нередко увлекались и доводили дело до полного абсурда. Часто на смену трезвому расчету приходили эмоции, а точнее, амбиции: чья пушка больше, чей корабль мощнее, чей самолет быстрее? Многие хотели, чтобы именно их образец оружия стал рекордсменом по числу эпитетов «самый-самый».

Но все-таки основной причиной появления этих парадоксов следует признать не амбициозность и уж тем более не безграмотность предков: веками на «военной ниве» работали самые лучшие умы своей эпохи. Основной причиной появления парадоксальных идей, а вслед за ними и парадоксальных изделий следует считать наличие «переходных периодов» в извечной борьбе средств защиты и нападения. В эти обычно недолгие периоды благодаря техническому прорыву в какой-либо области устанавливается явный дисбаланс между ударом и защитой: появляются или практически неуязвимые механизмы и неприступные крепости, или все поражающие виды наступательного оружия. И именно в это время начиналась лихорадочная работа по преодолению кризиса старыми испытанными средствами, которая и приводила к созданию самых невероятных приспособлений, пока очередной гений не находил способа радикально решить проблему, совершив новый научный скачок.

Наша книга как раз и посвящена некоторым образцам техники этих переходных периодов, когда военная необходимость заставляла максимально усиливать одну из характеристик оружия, нередко в ущерб всем другим его качествам. И в результате появлялись на свет танки-мастодонты и орудия-монстры, подводные самолеты и пушки, люди садились верхом на торпеды (чем не  {3}  Мюнхгаузен на ядре?) и забирались в невероятные летательные аппараты. Как правило, эти образцы предавались забвению или попадали на скрижали истории только как забавные парадоксы, но иногда становились родоначальниками совершенно нового вида сокрушительного оружия.

Авторы не стремились изложить материал максимально полно, их задачей было показать, с каким упорством и изобретательностью наши предки и современники преодолевали возникающие перед ними препятствия.

Первое издание книги, выпущенное в 1999 году, вызвало такой интерес читателей, что пришлось допечатать в 2000 году еще два дополнительных тиража, а если судить по многочисленным отзывам и рецензиям специалистов, то этот труд стал своего рода событием для людей, интересующихся историей военной техники. Вместе с тем были высказаны и некоторые критические замечания, которые можно разделить на две группы: указания на отдельные неточности и выражение несогласия с некоторыми выводами авторов. За первые мы искренне благодарны, что касается вторых, то хотим сказать, что авторы ни в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции, выдвинутые ими гипотезы не более чем хорошо обоснованные версии. Кроме замечаний поступили и просьбы рассказать более подробно о некоторых событиях или образцах оружия, лишь кратко упомянутых в книге. Поэтому издательством «Полигон» совместно с авторами было принято решение, несмотря на многочисленные заявки от торгующих организаций, не выпускать дополнительные тиражи, а подготовить второе издание, исправленное и дополненное. Объем книги существенно увеличен, подобрано много новых иллюстраций. Некоторые разделы переписаны практически заново, в другие добавлены материалы и, конечно, исправлены все неточности, которые имели место в первом издании.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей военной техники. В ней собраны сведения о необычных образцах вооружения, то есть тех, которые по своим характеристикам, размерам или способам применения далеко выходят за рамки серийных видов оружия. Основное назначение этой книги — дать объяснения, почему создан тот или иной экзотический образец, на основе боевых примеров показать оправданность некоторых на первый взгляд парадоксальных технических решений.


 {4} 

Литература

Авиационная книга рекордов Гиннесса. — М., 1995.

Алексеев А. К. Корабли-герои. — М., 1970.

Амирханов Л. И. Морские пушки на железной дороге. — СПб., 1994.

Бауэрс Д. Летательные аппараты нетрадиционной формы. — М. 1990.

Беккер К. Немецкие морские диверсанты. — М., 1958.

Билык С. Т. Бронированные колесные машины Советской Армии.

Краткий очерк-альбом из истории бронированных колесных машин. — М., 1970.

Боевое использование авианосцев. Тематический сборник. — М., 1973.

Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 1996.

Боргезе В. Десятая флотилия MAC. — М., 1957.

Бру В. Подводные диверсанты. — М., 1957, «Вестник ПВО». 1984—1985.

Внуков В. П. Артиллерия. — М., 1938.

Гагин А. А. Сверхмалые подводные лодки. — Воронеж, 1996.

Гоголев А. А. Бронемашины. — М., 1979.

Головачев А. Война Англии с южно-африканскими республиками. СПб., 1905.

Демочкин Ю. А. Специальное оружие флота. — Екатеринбург, 1998.

Дукельский А. Г. Краткий очерк развития отечественной железнодорожной артиллерии крупного калибра. — Л., 1948. Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. — М., 1995.

«Зарубежное военное обозрение», 1980; № 3, 4, 7, 1983; № 3, 1990. №7, 1993—1998.

Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетехники (1905—1995 гг.).— СПб., 1996.

Коломиец М. Мотоброневагон «Заамурец» // Техника вооружения. 1992.— №7—8. Конструктор боевых машин. — Л., 1988.

Корбет Ю. Операции английского флота в мировую войну. — Л., 1941.

Кори Г. Проект новой системы оборонительных башен. — СПб., 1847.  {686} 

Лебедев Я Применение железных дорог к защите материка. — СПб., 1857.

Мировая война 1939—1945 гг. — М., 1957.

Михайлов А. А. Линейные корабли типа «КонтедиКавур». — СПб., 1996.

«Моделист-конструктор», 1973—1997.

Описание и инструкция по уходу за установкой 356-мм морской пушки в 52 калибра длиной на железнодорожном транспорте. — Л., 1933.

Описание и инструкция по уходу за установкой 305-мм морской пушки в 40 калибров длиной на железнодорожном транспорте. — Л.—М., 1934.

Описание железнодорожного транспортера ТМ-1-180. — М. — Л., 1941.

Платонов А. Я Линейные силы подводного флота. — СПб., 1998.

Потехин А. С. Крепости на колесах. — Пермь, 1981.

Поцелуев Я. А. Броненосцы железных дорог. — М., 1982.

Росскилл Р. Флот и война. — М., 1967.

Рощин С. Railway artillery mounts // Военный парад. 1994, июнь. С. 91—95.

Семенов С. Я. Макаров. — М., 1972.

Справочник корабельного состава ВМФ мира. — М., 1944.

Справочник по военным флотам. — М., 1971.

Танки. — М., 1948.

«Техника Молодежи», 1970—1997.

Тинин А. Л. Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917—1920 гг.)// Военно-исторический журнал. 1974. № 12.

Томази А. Морская война на Адриатическом море. — СПб., 1997.

Трубицын С. Б. Линкоры второстепенных морских держав. — СПб., 1998.

Четверухин С. Я. История корабельной и береговой артиллерии. — Л., 1939.

Шершов А. Я. История военного судостроения. — Л., 1940.

Шмелев И. Я. Танки в бою. — М., 1987.

Шпаковский Я. О. Танки эпохи тотальных войн 1914—1945 гг. — СПб., 2002.

Яковлев А. В. Цель жизни. — М., 1969.


 {687} 

Содержание

Введение.............................................................................

3

Подводные всадники..........................................................

5

Из-под воды — в небо.....................................................

105

Рождение стратегической авиации..............................

134

Рекорды и парадоксы танкостроения...........................

168

Удар из-под воды............................................................

237

Небесные аэродромы....................................................

253

Орудия — монстры.........................................................

272

Первопроходцы ракетной эры......................................

321

Пушки в воздухе............................................................

338

И по небу, и по земле....................................................

362

Маленькие гиганты.......................................................

377

Взлет по вертикали.......................................................

388

Летящие сани и бронемотоциклы................................

415

Предтеча броненосцев..................................................

431

Училось человечество летать.......................................

444

Трагедия в Норвежском море.......................................

499

Бескровные войны.........................................................

509

Кривоствольное оружие...............................................

569

Боевая техника железных дорог...................................

577

Литература....................................................................

686